Нужен ли специальный счет для торгов бюджетным учреждениям в 2023 году
Официальной датой введения механизма специальных счетов стало 1 октября 2018 года. Несмотря на то, что разговоры о необходимости использования спецсчетов в электронных торгах ходили давно, это стало большой неожиданностью для всех категорий участников госзакупок. Общий принцип функционирования спецсчетов 44-ФЗ с трудом представляли и заказчики, и поставщики, и банки, и электронно-торговые площадки.
Коротко о самом вопросе
Слабая осведомленность о новой процедуре электронных конкурсов и аукционов не обошла стороной и бюджетные организации. В частности, они стали выяснять необходимость применения специального счета в своей работе.
Сперва казалось логичным, что спецсчет будет нужен только коммерческим поставщикам. Однако на практике вышло так, что бюджетные учреждения не подпадали под исключения и поэтому наравне с бизнесом были обязаны использовать специальные счета. Параллельно этому Минфин России выпустил письмо №24-03-07/60842, подтвердив данные выводы, и прямо указав на обязанность государственных и муниципальных организаций обеспечивать заявку с помощью спецсчета.
Кроме того, исходя из вышеприведённого письма, для бюджетных организаций вводилось еще одно дополнительное требование: при внесении денежных средств на специальный счет их количество должно было в точности соответствовать сумме, которая требовалась для обеспечения заявки. То есть не больше и не меньше. В связи с этим автоматически усложнялся и учет расходования внесенных на спецсчет денежных средств, так как банки могли списывать комиссии за победу, обслуживание, блокировку, либо наоборот начислять проценты.
Таким образом, всем бюджетным учреждениям, которым для осуществления своей деятельности в любом случае требовалось участие в торгах, пришлось открывать спецсчета. Трудно назвать причину таких невынужденных сложностей, но скорее всего, это связано с тем, что российское законодательство в очередной раз сильно поторопилось с принятием данного законопроекта.
Как обстоят дела теперь
Многочисленные вопросы от государственных и муниципальных предприятий в адрес Министерства финансов РФ, привели к тому, что ведомство решило внести изменения в действующие нормативно-правовые акты, регулирующие процесс участия в электронных торгах.
Окончательным документом, избавившим бюджетные учреждения от необходимости открывать специальные счета стал Федеральный закон №502 от 27 декабря 2018 года. Он внес изменения в главный закон о контрактной системе – 44-ФЗ, а конкретно в часть 6 статьи 44, которая стала выглядеть следующим образом:
Требование об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в равной мере относится ко всем участникам закупки, за исключением государственных, муниципальных учреждений, которые не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Именно этот абзац из Федерального закона №44 разрешает бюджетным учреждениям в 2023 году участвовать в государственных закупках без использования специального счета. На всякий случай отметим, что данное условие распространяется на обе категории бюджетных участников торгов: и на поставщиков, и на заказчиков.